85 лет при диабете – не сахар…
Фаина Раневская
Она покорила старую Россию и весь Советский Союз. Ее называли скандальной особой, язвительной дамой с искрометным юмором и философом с сигареткой в зубах. Ее боялись и боготворили одновременно, одни искали с ней встреч, а другие избегали. Такой всем запомнилась артистка, которая, прячась за незаурядной личностью, была одинокой и ранимой. Сегодня мы расскажем о ней – великой Фаине Раневской.
Мой нос испортил мне всю биографию
Фаина Раневская (имя при рождении — Фанни Гиршевна Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной многодетной еврейской семье.
Будущая звезда обучалась в Мариинской женской гимназии. В детстве Фаина была некрасивая. Особенно это бросалось в глаза на фоне красавицы-сестры. Она говорила: «Мой нос испортил мне всю биографию». Раневская сильно заикалась. Отца не любила, но боготворила мать. А той вечно не хватало времени на дочку. «Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве…» — позже делилась артистка.
Театром увлеклась в 14 лет посещая занятия в частной театральной студии. В 1915 году сбежала из дома в Москву. Родители, братья и сестра актрисы после 1917 года покинули Россию на собственном теплоходе и отправились в Турцию. Фаина Георгиевна понимала, что близких никогда не увидит [1].
Как родилась Раневская
Большой город принял юную Фанни неласково. В студию при МХАТе ее не приняли. Однако, отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег… И доучиться не довелось. Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.
Знакомство с Екатериной Гельцер (на фото справа) сыграло большую роль в жизни Раневской.
Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра [2]. Но, когда сезон летних представлений закончился, молодой актрисе пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в театрах в Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске, Керчи.
Именно в Керчи, по воспоминаниям актрисы, она стала Раневской. Молодая Фанни Фельдман получила в банке очередной денежный перевод от мамы, вышла на улицу, а там ветер вырвал купюры из ее рук и понес по улице. «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» — сказала девушка. Тут ее спутника-коллегу осенило: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать!» [3].
Наконец, молодую актрисы в 1917 году зачислили в труппу московского Театра актера, где она получила свою первую роль – конечно же, эпизодическую. Долгие годы она оставалась на положении второстепенной актрисы разных московских театров и только в 1935 году Раневская начала успешную карьеру в театре Красной Армии, где по праву заняла место ведущей актрисы [4].
Вон из театра! – Вон из искусства!
После войны талантливая актриса начала свой путь в Театре им.Моссовета. Отношения в этом театре складывались не самым лучшим образом, нередко бывали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее, чем режиссеры. Раневская по-своему трактовала постановку и играла так, как ей казалось правильным. Ее мнение очень часто шло вразрез с мнением режиссера.
Она получила роль Маньки-спекулянтки в эпизоде спектакля «Шторм», и если бы работала согласно задумке режиссера, то ее никто бы и не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как посчитала нужным. Ее роль стала заметнее, чем главные персонажи, а это не обрадовало ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли. Она так точно попала в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть именно ее Маньку, и после этого эпизода уходили из зала, даже не дождавшись окончания постановки. Это вызвало недовольство режиссера Завадского, и он забрал у Раневской эту роль. Постоянное выяснение отношений с режиссером отразилось в острых словцах, которые спустя годы стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение [4].
Однажды режиссер Завадский закричал Раневской из зала: «Фаина, Вы своими выходками сожрали весь мой замысел!» «То-то у меня чувство, как будто наелась говна», — достаточно громко пробурчала Фаина. «Вон из театра!» — крикнул мэтр. Раневская подойдя к авансцене, ответила ему: «Вон из искусства!!» [5].
Тем не менее, в Театре имени Моссовета Раневская проработала больше четверти века, до самого конца своей театральной жизни. Однако, роли, сыгранные ею там, можно пересчитать по пальцам. Она предъявляла строгий счет и коллективу, и его руководителю Юрию Завадскому, и драматургии, и, конечно, себе как актрисе. «Успех» — глупо мне, умной, ему радоваться. Я не знала успеха у себя самой…» — это горькое признание Раневской отлично демонстрирует всю меру ее самоедства. В многочисленных афоризмах актрисы сквозит печальная ирония: слава есть, а настоящего, серьезного, глубокого материала на ее актерскую долю не выпало [3].
Деньги закончились, а позор остался
Хотя Раневская прославилась, прежде всего, как театральная актриса, зрители горячо полюбили ее по ярким, хоть и эпизодическим ролям в кино. Парадоксально, но актриса не очень любила кинематограф. Работу в кино она характеризовала не иначе, как «деньги закончились, а позор остался», отдавая предпочтение театру [4]. Тем не менее, каждая сыгранная Раневской роль в кино стала маленьким шедевром.
Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Михаила Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший постановку.
В самом конце 30-х Раневская сыграла в трех картинах, которые сделали ее узнаваемой. Артистка воплотила в кадре образы жен. Самая популярная супруга появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемое и теперь уже крылатое выражение:
«Муля, не нервируй меня!»
Впоследствии этой фразой артистку дразнили дворовые мальчишки, а однажды, награждая кинодиву, ее вспомнил Леонид Брежнев [6]. На вручении актрисе в 1976 году ордена Ленина он вместо приветствия сказал: «А вот идет наша Муля-не-нервируй-меня!». Раневская тогда ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генеральный секретарь ЦК КПСС смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю» [1].
В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Исидора Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Пуговкиным. А в 1945-м она появилась в военной музыкальной комедии «Небесный тихоход», где исполнила роль врача, профессора медицины. И вновь своим образом попала в самое яблочко.
В 1947 году фильмография артистки пополнилась знаменитой комедией «Весна», в которой Раневская сыграла Маргариту Львовну. Любовь Орлова и Николай Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых. Сценарий киноленты пролежал на полке несколько лет: авторы закончили работу над ним за 2 дня до начала войны. Впервые в «Весне» советский кинематограф опробовал спецэффекты: съемки главной героини и ее двойника в одном кадре.
В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке». Сценарист картины Евгений Шварц обожал Раневскую. Он позволил артистке вставлять бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей в карьере Фаины Георгиевны [6].
— Когда я говорю, что пью чай без сахара, на меня смотрят, будто я что-то украла или скопидомничаю…
Великая актриса жила не только творчеством. Все ранние цитаты (и не только цитаты, но и свидетельства ее окружения), говорят о том, что Фаина Георгиевна любила вкусно поесть. Благо, амплуа характерной актрисы не вынуждало ее держать диету, как, скажем, ее подругу Любовь Орлову.
Она и не терпела диет, устраивала умопомрачительные застолья, которые запомнились ее современникам и о которых написано во множествах воспоминаний и биографий. На этих застольях всегда было много мясного, а курица долго оставалась любимым блюдом актрисы. Раневская часто жарила ломтики белого хлеба на огне газовой плиты, насаживая их на вилку. Когда кусочки подрумянивались и слегка поджаривались, она быстро намазывала их маслом, чтобы горячий хлеб пропитался [7].
Кроме того, с ранней молодости актриса курила. Пишут, что курила настолько много, что врачи отказывались понимать, как и чем она дышит. Они спрашивали об этом у Раневской. Она отвечала: «Я дышу Пушкиным…» [8].
Разумеется, такой образ жизни не мог пройти бесследно для здоровья Раневской. В течение многих лет она страдала диабетом. Цитата, вынесенная в качестве эпиграфа к этой статье, отражает долгую борьбу актрисы с болезнью.
В качестве сахароснижающей терапии она принимала инсулин. Но самостоятельно его не колола, для этого к ней приходили врачи, или кололи посторонние по ее просьбе. Кроме того, ей пришлось бросить курить после пятидесятилетнего стажа курильщика и ограничить себя и в еде. Последние годы жизни Раневская была вегетарианкой.
Ее «эрзац-внук» Алексей Щеглов рассказывал: «Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила: “Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает”. Лиза ответила: “Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса”».
А режиссер Юрский вспоминает: «Фаина Георгиевна была вегетарианкой, поэтому все невегетарианское доставалось и тем, кто к ней приходил. Меня она угощала творогом, который делала из кефира. Ей его рекомендовал употреблять доктор. «Ешьте, вы мало едите, — говорила. — Хотите, я вас научу делать творог? Он страшно полезный. Я сама его делаю. Если бы вы знали, как он мне надоел! Не ешьте творог, ешьте нормальную пищу» [7].
Тем не менее, она продолжала выполнять рекомендации врачей и прожила долгую жизнь – почти 88 лет. А последний свой спектакль гениальная актриса сыграла в 86 лет.
Этот яркий пример в очередной раз напоминает нам, что диабет – не помеха полной ценной жизни и творчеству. Достаточно соблюдать 3 очень простых правила – регулярно принимать сахароснижающие препараты, заниматься физкультурой и правильно питаться.
А если вы думаете, что правильно питание это скучно и невкусно, то загляните в меню «Ботаники» – мы вас удивим.
Готовые замороженные блюда «Ботаника» – низкоуглеводное готовое питание, с просчитанными гликемическим индексом и нагрузкой. Не содержит сахара и крахмала.
Наши блюда не считаются лечебными или диетическими. Они лишь призваны вам помочь с подсчетом уровня гликемической нагрузки для контроля сахара в крови. А за лечением необходимо обратиться к врачу.
Мы используем только экологические, натуральные ингредиенты, а удивительно вкусные рецепты составлены по рекомендациям врача-диетолога. Правильное и сбалансированное питание «Ботаника» – залог Вашего здоровья и хорошего самочувствия.
_
Список литературы:
- Либгардт О. Одиночество и любимый Мальчик: по ком лила слезы королева комедии Фаина Раневская // Комсомольская правда (08.02.2023). – Режим доступа: https://www.kp.ru/putevoditel/serialy/interesno/sudba-fainy-ranevskoj/
- Фаина Раневская // Узнай Все. – Режим доступа: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-faina-ranevskaya.html
- Фаина Раневская // Культура.рф. – Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8987/faina-ranevskaya
- Фаина Георгиевна Раневская // Биограф. – Режим доступа: https://biographe.ru/znamenitosti/faina-ranevskaya
- Андрей Р. Фаина Раневская — «случаи из жизни» // MOIARUSSIA (20.10.2016). – Режим доступа: https://moiarussia.ru/faina-ranevskaia/
- Сергеева Е. Фаина Раневская // 24СМИ (06.06.2015). – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/24smi.org/s/celebrity/617-faina-ranevskaia.html
- Вегетарианка или гурман? // Фаина Раневская. – Режим доступа: http://www.f-ranevskaya.ru/o-ney/vegetarianka-ili-gurman.html
- Фаина Раневская: диабет и жизнь // Diabet12.ru. – Режим доступа: https://diabet12.com/faina-ranevskaya-diabet-i-zhizn/